Использование компьютерной презентации в образовательном процессе

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Савушкина Галина Николаевна

Организация: ГБПОУ СТПТ

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

   Аннотация. Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе стало неотъемлемой частью подготовки специалистов. В частности, использование компьютерной презентации, в качестве средства обучения и промежуточного контроля знаний слушателей, способствует лучшему усвоению материала и развитию творческих способностей личности.

  Ключевые слова: компьютерная презентация, образование.

  На сегодняшний день происходят существенные изменения в системе образования, в том числе и в реализации программ дополнительного профессионального образования. Это связано с усложнением профессиональной деятельности, стремительно меняющимися социально-экономическими и производственными условиями, быстрым развитием науки и технологий. Необходимо в короткие сроки подготовить специалистов готовым к напряженной интеллектуальной и практической деятельности. Согласно федеральному закону от29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.27.03.2013) «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации определен минимально допустимый объем освоения дополнительных профессиональных программ. Так, для программ повышения классификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки менее 250 часов. Ранее срок освоения образовательной программ составлял от 72 до 514 часов, соответственно.

  Наблюдается процесс интенсификации обучения, за счет использования новых компьютерных технологий, таких как обучающие и тестирующие программы, видеоматериалы, мультимедийные презентации. Современные технологии позволяют сократить время изложения материала, и способствуют увеличению доли самостоятельной учебной деятельности и активизации обучаемого, «формированию личности обучаемого за счет развития его способности к образованию, самообучению, самовоспитанию, самоактулизации, самореализации».

  В процессе преподавания экономических дисциплин используются разнообразные формы, методы и средства обучения. Особое место в учебном процессе уделяется визуализации учебного процесса. Наглядность обеспечивается графическими средствами, учебными пособиями и кинофильмами, видеоматериалами. В психологических исследованиях отмечается, что компьютерная визуализация учебной информации оказывает существенное влияние на формирование представлений, занимающих центральное место в образном мышлении, а образность представлений тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию. Однако не стоит забывать о возможности использования слуховой, обонятельной, осязательной визуализации, если именно эти ощущения являются значимым в данной профессии.

            Одним из средств виртуального представления информации является использование компьютерной презентации, разрабатываемой по средствам программы.

            Программа позволяет создавать электронные демонстрации слайдов, конспекты докладов, раздаточный материал для аудитории и т.д. Можно представить информацию в виде текста, таблицы, графика, рисунка, статического или динамического изображения, используется в качестве сопровождения звуковое оформление. Основное удобство его применения заключается в автоматизации процесса подготовки презентации, включающий графические шаблоны, программы – мастера стилевых заголовок. Стоит отметить, что презентации имеют преимущества перед другими средствами обучения, поскольку их можно легко и быстро копировать и распространять. Подкупает простота использования электронной презентации  в качестве демонстрационного средства на учебном занятии. При этом существенно меняется технология объяснения – преподаватель комментирует информацию, появляющуюся на экране по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и записями на доске. Важно, что при использовании нового материала, презентация не стала заменой преподавателя, а чтобы презентация дополняла рассказ. В ней были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами.

                        На наш взгляд, преподаватель читая лекцию, может постоянно обращаться к слайдам (экрану), соблюдая ряд правил. Во-первых, презентация не должна быть перегружена, поскольку можно отвлечь слушателей от основной цели теоретического занятия, упустить общие закономерности изучаемых вопросов. И, в-третьих, обязательно дополнять  презентацию интересными сюжетами, чтобы привлечь внимание аудитории.

             Правильное использование лектором компьютерной презентации повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения материала, расширяет и углубляет доставление слушателей курса об изучаемом в вопросе и сокращает время на изложение материала. Мы можем рекомендовать использовать компьютерные презентации в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания естествознания, повышающей его эффективности и качества.

              Компьютерная презентация служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения и систематизации. В своей педагогической деятельности мы это используем. Мы предлагаем слушателям курсов проработать определенную тему, написать по ней реферат и затем доложить ее, используя компьютерную презентацию. Непосредственно, создание самой презентации, с использование программы Microsoft Power Point. Разработка сценария побуждает слушателя проанализировать пройденный практический и теоретический материал, а так же сведения по предмету полученные самостоятельно. Продумать, как подать материал доступно и интересно. Поэтому презентация базируется на умении отобрать и структурировать материал, отделяя главное от второстепенного. Для успешной защиты реферат, слушателю курсов необходимо не только создать презентацию, но и тщательно проработать материал, чтобы грамотно ответить на вопрос. Таким образом, создание компьютерной презентации, способствует самостоятельному получению слушателями необходимого объема знаний и развитию творческих способностей.

 

                                                   Список литературы:

  1. Панюкова, С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании [Текст]: Учебное пособие для студентов высший учебных заведений / С.В. Панюкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224 с.
  2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : Учебное пособие для вузов по педагогическим специальностям / И.Г. Захарова. – М. : « Академия», 2014. – 192 с.
  3. Елизаветина, Т.М. Компьютерные презентации. От риторики до слайд-шоу [Текст] / Т.М. Елизаветина. – М. : Кудиц – образ, 2015. – 240 с.
Опубликовано: 18.10.2016