Профессиональный стандарт педагога: ИКТ-компетентность учителя

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Макурина Нина Викторовна

Организация: МОУ СШ №103

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

Еще К.Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Тот факт, что при обсуждении путей развития отечественной школы, наконец дошла очередь до ключевой фигуры реформирования образования - нас , учителей, говорит о том, что вопрос о роли учителя поднимается на самом высоком уровне[1].

         Появление документа «Профессиональный стандарт педагога» своевременно и актуально. Документ четко регламентирует требования, предъявляемые к педагогу. После прочтения, каждый может сравнить свою профессиональную компетенцию и наметит цели для повышения своего профессионализма.

         Одним из приложений к «Профессиональному стандарту педагога»  является расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности.

В данном приложении отмечено, что важные ,но фрагментальные элементы ИКТ-компетентности учителя входят в принятые в конце 2000-х годов квалификационные требования. Они обеспечивают лишь частичное погружение образовательного процесса в информационную среду(ИС). 

Более полное погружение (предполагающее размещение в ИС основной информации образовательного процесса) обеспечивает дополнительные педагогические возможности, владение этими возможностями – базовый элемент педагогической ИКТ-компетентности, наряду с умением квалифицированно вводить текст с клавиатуры и формулировать запрос для поиска в Интернете[3, c.113].

Понятие ИКТ-компетентности расширяется  в рассматриваемом «Профессиональном стандарте педагога» предлагается профессиональную ИКТ-компетентность педагога рассматривать не по трем уровням, как в настоящее время, а по трем составляющим:  общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность и предметно-педагогическая компетентность[3,c.114]. Каждый из этих компонентов включает в себя ИКТ-квалификацию, то есть в умении применять ИКТ-ресурсы.

 В общепользовательский   компонет  включены пользовательские навыки, в том числе умение использовать видео- и фотосъемку, пользоваться системами мгновенных сообщений, навыки поиска в Интернете и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.

         Рассматривая иные требования к педагогу, определенные в «Общепользовательском» компоненте, следует отметить, что некоторые из них   требуют от педагога совмещения в одном лице всех возможных и невозможных функций, связанных с применением ИКТ в образовании и воспитании.
         Характерным примером этого является  первое требование из «Общепользовательского компонента: «использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе» [1].

         Профессиональная деятельность учителей в сети Интернет – это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма.         Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование, деятельность, связанная с повышением квалификации.

Общепедагогический компонент включает в себя деятельность педагога в имеющейся информационной среде учебного заведения, в том числе планирование и анализ учебного процесса; организация образовательного процесса, при которой учащиеся вместе с учителем ведут деятельность и достигают результатов в информационном пространстве образовательного учреждения; подготовка и проведение консультаций, обсуждений и т.д. с компьютерной поддержкой. Кроме того, учитель должен оценивать качество цифровых образовательных ресурсов и адекватно их использовать в соответствии с образовательными задачами.

          Требования к предметно-педагогическому компоненту зависит от той предметной области, в которой работает учитель. Этот компонент включает в себя знание информационных источников по своему предмету и умение качественно их использовать[2].

         В качестве способов и путей реализации профессиональной ИКТ-компетентности педагога предлагается сочетание ряда факторов: введение ФГОС на всех ступенях образования, наличие достаточной технологической базы, наличие потребности и учителя и установки администрации на реализацию ФГОС с принятием нормативных актов о работе коллектива в информационно-образовательной среде (ИОС) школы. Имеющаяся система повышения квалификации должна обеспечивать начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности, а функционирующая в образовательном учреждении ИОС выступает сферой и средством развития профессиональной компетентности его работников [3,c.118].

Литература:

1.Очирова, Ю.В. Новый профессиональный стандарт педагога об ИКТ-компетенциях современного учителя [Электронный ресурс].Режим доступа:URL http://vio.uchim.info/Vio_114/cd_site/articles/art_3_3.htm

2.Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)(воспитатель, учитель)», приложение к приказу Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г., сайт компании «КонсультантПлюс, URL

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/

3..Ямбург, Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога?/ Е.А.Ямбург. – М :  Просвещение,2014. –175с.

Опубликовано: 20.08.2016