Современные духовно-нравственные ориентиры воспитания дошкольников. Развитие патриотизма и гражданственности дошкольников как высших общечеловеческих ценностей

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Сауткина Ольга Сергеевна

Организация: МДОУ д/с «Лучик»

Населенный пункт: Саратовская область, г. Балашов

        Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

        В своем выступлении мы не ставим целью представить всю реализуемую нами систему духовно-нравственного развития дошкольников. Мы хотим лишь поделиться важными, на наш взгляд, мыслями, возникшими при ее создании и реализации. И начать хотелось бы с понятий «патриотизм» и «гражданственность» как высших общечеловеческих ценностей, лежащих в основе воспитания.

Принято считать, что цели воспитания вторичны по отношению к ценностям. Уже с древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писаных моральных норм. И хронологически речь сначала шла именно об общечеловеческих ценностях, которые не связывались с конкретным историческим периодом, конкретной культурой.

Еще в древней истории в Греции сложилось понятие «калокагатии» как идеала физического и нравственного совершенства, развитое в учениях о воспитании Сократом, Платоном, Аристотелем и другими великими греками. С тех давних времен почти все мыслители — отнюдь не только педагоги — обращались к проблеме воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в религиозных книгах — Библии, Коране и других. Так, в запретах и положительных заповедях Пятикнижия, особенно в Декалоге — десяти заповедях, которые, по преданию, Бог передал людям через пророка Моисея, характерно уже то, что меньшая часть — четыре первых — являются собственно религиозными, т.е. определяют отношение человека к Богу. Шесть последующих заповедей определяют отношения между людьми и ввиду своей обобщенности практически являются общечеловеческими ценностями.

К сожалению, в последние годы, когда говорят об общечеловеческих ценностях, чаще всего имеют ввиду «западные ценности». Но напомним, что еще в 1993 г.  американец С. Хантингтон, проведя анализ ста сравнительных исследований о ценностях в различных странах, заключил, что западные ценности имеют самый низкий статус во всем остальном мире [HuntingtonS.Ph. Theclashofcivilizations? //Foreignaffairs]. Возникает вопрос: почему наше подрастающее поколение усиленно на них ориентировали? Впрочем, как и искусственное насаждение в отечественную систему образования западного образовательного стандарта, который уступает отечественному по множеству параметров? 

Кроме того, как писал известный русский православный философ И.А. Ильин: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка» [Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 309].

В этой связи возникает вопрос — на каких духовных ценностях и в стремлении к какому идеалу надо воспитывать подрастающее поколение России?

Здесь сразу же встает проблема соотношения российских ценностей и общечеловеческих. Жизнь, Родина для человека начинаются всегда с ближайшего окружения. Лишь потом идет постепенное расширение его горизонта. Именно так ставится вопрос в Конвенции о правах ребенка (1991 г.), где об образовании сказано, что оно должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной.

Опора на расчет, индивидуализм, конкуренцию, приобретательство, которая несколько десятилетий проповедовалась с самых высоких трибун и в средствах массовой информации, уже доказала свою разрушительность и бесперспективность.

В противовес вышесказанному хочется напомнить, что традиционная  российская педагогика воспитание всегда связывала с развитием духовно-нравственной сферы человека и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей гражданином своей страны.

Мы не согласны с теми, кто употребляет слово «патриотизм» синонимично с национализмом, для кого оно является чуть ли не бранным. Каждый, количественно даже самый малый народ в нормальных условиях всегда справедливо гордился делами своей страны, города, села, что не мешало ни критиковать недостатки, ни учиться доброму у других народов. Неестественно также самоуничижение россиян в духе примитивного западничества.

В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям. Но как бы ни менялось современное общество воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Патриотизм и гражданственность в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. В этой связи мы считаем, что патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения.

В Законе «Об образовании» прямо говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Наша же задача как воспитателей – растить гражданина, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.

Тем не менее приходится отметить, что данная проблема пока не нашла  должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов декларируют важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но попытки разработать целостную систему работы в данном направлении предпринимают все больше не теоретики, а практики дошкольного воспитания. Это они разрабатывают свои авторские программы, стремясь создавать полноценную развивающую среду, включить в нее подрастающих граждан.

Еще основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности.

В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания дошкольников.

К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников принято относить:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);

- формирование духовно-нравственных отношений;

- формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- уважительное (а не просто толерантное) отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Действительно, если рассматривать патриотизм как сложное интегральное чувство - оно объединяет все стороны личности: моральную, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. Следовательно, нужно создавать условия для развития не только когнитивного, но и эмоционального, поведенческого компонентов, которые реализуются в сфере социума и природы.

При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою Родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

Когнитивный компонент, обеспечивает содержание, а поведенческий выполняет контрольно-диагностическую функцию.

Если рассматривать патриотизм через понятие «отношение», можно выделить несколько направлений:

1) отношение к природе родного края, родной страны;

2) отношение к людям, которые живут в родной стране;

3) отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;

4) отношение к государственному устройству.

Каждое из этих направлений может стать содержанием образовательно-воспитательной деятельности с детьми, и каждое внесет свой вклад в социализацию личности ребенка при условии учета особенностей его развития.

Невозможно говорить о воспитании любви к Родине без получения детьми определенных знаний о ней. Содержание непосредственно образовательной деятельности с детьми также можно определить в нескольких направлениях. Ребенок дошкольного возраста может и должен знать, как называется страна, в которой он живет, ее главный город, столица, свой родной город или село, какова природа родного края и страны, где ребенок живет, какие люди по национальности, по личным качествам населяют его страну, чем прославили они родную страну и весь мир, что представляет собой искусство, традиции и обычаи страны.

          Такова схема содержания знаний о родной стране, на основе которых возможно уже в дошкольном возрасте формировать действенное отношение к ней.

Сложилось мнение, что путь к воспитанию любви к Родине формируется по логике «от близкого к далекому» - от любви к родителям (точнее родному дому), к улице, городу, любви к родной стране. Но необходимо задуматься, действительно ли этот «территориальный подход» эффективен и достаточен в воспитании такого сложного и многогранного социального чувства, как любовь к Родине?

Вполне очевидно, дело не в простом расширении «территории», а в том, чтобы создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и составляющих в итоге патриотизм: дружба, верность. Постепенно формируется «образ собственного дома» с его укладом, традициями, общением, стилем взаимодействия. Ребенок принимает свой дом таким, каким он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Здесь важно отметить значение в патриотическом воспитании детей их собственной активности, разнообразной деятельности, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Например, в текущем юбилейном году мы вспоминали, как 70 лет назад все народы нашей страны одержали самую значимую победу в истории. В связи с этим был использован целый комплекс мероприятий, посвященных 70-летию победы ВОВ. Это и беседы, и выставки рисунков, и экскурсии в музей и к «вечному огню», и т.д. Каждый ребенок уже в дошкольном возрасте способен оценить значимость подвига солдат для нашей страны. Но как важно, чтобы дети почувствовали свою причастность к этому. Ведь им вполне по силам создание поздравительных открыток для ветеранов ВОВ; распространение открыток в ближайшем микрорайоне, возложение цветов к памятнику и «вечному огню».

Главное здесь, на наш взгляд, постоянная и систематическая работа, а не механическое участие в различных кампаниях. Как важно будет продолжить начатое и в следующем «неюбилейном году» и насколько это будет  ценно для воспитания ребят, их ответственности!

И еще одно направление создания развивающей среды хотелось бы вычленить. Это работа с педагогами, которые непосредственно реализуют систему воспитания дошкольников и сопровождают их становление в статусе гражданина своей страны. Ведь известно, что любой педагог может научить только тому, что знает и во что верит сам.

Начиная нашу работу, мы предложили каждому педагогу прежде всего, задать себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его?

Ведь совершенно очевидно, что невозможно привить ребенку чувство любви к малой и большой Родине, к людям, пока сам не проникнешься этим чувством. Принято считать, что воспитатели уже по определению – подлинные патриоты. Но не будем забывать, что многие из них сами выросли в непростой период. Они - дети перестройки и постперестроичного периода, времени крушения не только нравственных идеалов, но воспитательной системы в целом. И этот факт мы учли в своей работе.

Проведенные беседы, анкетирование педагогов в начале учебного года и в его завершении дали следующую интересную информацию к размышлению.

Так или иначе, педагоги были вовлечены в сотрудничество и сотворчество с детьми по реализации системы духовно-нравственного воспитания. И оказалось, что, когда они организовывали для детей походы и экскурсии в музеи, на предприятия, тематические групповые встречи с сотрудниками музея, готовили экскурсии на природу, разрабатывали национальные костюмы и сценарии к традиционным праздникам, готовили вместе с ними выставки и ярмарки, а также принимали непосредственное участие в подготовке и праздновании Дня Победы, традиционных праздников народного календаря  и т.д.; когда знакомили детей с символикой и историей, с различными художественными, музыкальными произведениями, с традициями, углубляясь в историю родного города, они сами «заразились» и наполнились теми яркими переживаниями и впечатлениями которые помогли не только глубже вникнуть, но и другими глазами посмотреть на родной город и его историю, проникнуться гордостью за свой народ.

          Конечно, мы планируем более пролонгированные наблюдения. Но в целом, хочется верить, что это первый шаг, который смог зародить в сердцах наших ребят первые ростки патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей семье, своему городу, своей Родине.

Опубликовано: 20.08.2016