Умение школьников обращаться с информацией как средство реализации индивидуально-ориентированного обучения физике

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Никифорова Мария Алексеевна

Организация: МОУ Ясашно-Ташлинская СОШ

Населенный пункт: Ульяновская область, село Ясашная Ташла

Информацию, которую получает ученик из различных средств массовой коммуникации (СМК), чаще идет вразрез со школьной программой. Дело в том, что эти источники знаний основаны на противоположных принципах: в то время как школьное учение нацелено на сдачу ЕГЭ и ОГЭ и требует от учащегося значительной затраты сил и активности, средства массовой информации во главу угла ставят зрелищность, простоту, доступность и предполагают пассивное восприятие, создающее, как правило, видимость познания. Между тем интенсивность воздействия на личность СМК значительна. СМК не только информируют современного человека о состоянии мира, воспитывают, обучают, но и достаточно сильно изменяют весь строй мышления, стиль мировосприятия и тип культуры. Особенно сильно их влияние на формирующуюся личность, которая оказывается под действием множества информационных потоков.

Именно поэтому ко многим задачам современной школы сегодня добавился еще один блок: научить верно воспринимать информацию из различных источников, оценивать ее качество, проявлять избирательность при ее потреблении, критически относиться к любой информации, понимать ее скрытый смысл.

Для этого следует находить как можно больше точек соприкосновения физики и внешних информационных потоков, обеспечивать их пересекаемость. Поэтому на уроках физики необходимо сформировать умение понимать задания в различных формулировках и контекстах, находить нужную информацию в тех или иных источниках, систематизировать материал, преобразовывать визуальную информацию в вербальную и наоборот, критически мыслить, воспринимать альтернативные точки зрения, высказывать обоснованные аргументы «за» и «против».

 Разработка методики и содержания для решения этих задач и их реализации в школе проводится сотрудниками лаборатории медиа-образования ИОСО РАО под руководством Л.С. Зазнобиной.

Рассмотрим, что можно сделать на занятиях по физике, используя данную методику.

  • Для развития умения готовить информацию с определенной целью и критически воспринимать ее можно предложить такие задания: придумать рекламу какого-либо технического устройства, изученного на уроке; причем текст рекламы должен подчеркивать не очень существенные положительные качества устройства, но умалчивать о его недостатках. Задача слушателей рекламы: задать вопросы, проясняющие «тайное», недосказанное.
  • Умение критически мыслить можно развивать, предлагая учащимся найти ошибку в той или иной информации, особенно при выполнении лабораторных работ.
  • Для развития умения переводить визуальную, увиденную, информацию в вербальную, словесную, и наоборот можно предложить следующие задания: опишите словами как можно подробнее установку для наблюдения фотоэлектронной эмиссии по рисунку в учебнике; начертите принципиальную схему устройства по его словесному описанию.
  • Для формирования умения понимать задания в различных формулировках и контекстах. Кроме задач, сформированных традиционным способом можно предлагать иные: решить задачу с завуалированными, недостающими или избыточными данными; составить текст задачи по графику. Большой интерес вызывают задачи с увлекательными сюжетами, парадоксами, софизмами.
  • Для формирования умения воспринимать информацию из разных источников полезно знакомить учащихся с отрывками из оригинальных работ ученых. Замечательным пособием для этого может послужить сборник «Классики физической науки».
  • Для развития умения работать с различными источниками информации нужно чаще предлагать учащимся задания следующего содержания: составьте подборку художественных текстов, в которых упоминается изучаемое физическое явление; сократите данный вам объемный текст до нескольких строк, не теряя и не искажая смысла.
  • Для знакомства с преобразованием информации посредством технического инструментария. Представления о самых разнообразных способах трансформации «образа» реальности при помощи техники позволяют учащимся понять «механику» обработки информации в нужном ключе.

Все описанные приемы способствуют умственному и общекультурному развитию школьников, помогают им защититься от засоряющей информации и лучше ориентироваться в современном информационном пространстве.

Опубликовано: 08.08.2016