Практический опыт мотивации при обучении в средней и старшей школе

Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика

Автор: Паромова Ирина Владимировна

Организация: ГБОУ гимназия № 622 Выборгского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

 

"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться".

В.А. Сухомлинский

 

Большинство учителей, увлеченных предметом, часто ждет разочарование, связанное с тем, что учащиеся проявляют небольшой интерес к нему (если проявляют его вообще). На этом основании учителя делают печальный вывод, что отсутствие интереса у учащихся - это вообще свойство юности, которую ничего или почти ничего не интересует.

В тоже время, существует значительная часть учителей - полагающая, что преподаваемый ими предмет интересен сам по себе и вполне достаточно его преподавать в информационной форме. Усвоение материала - главный критерий, причем внимание концентрируется, прежде всего, на преподаваемом предмете, а уже по остаточному принципу на методах обучения.

Здесь уместно вспомнить фундаментальный принцип: когда преподаешь, то ты преподаешь что-то кому-то. Невозможно, разумеется, довольствоваться простым усвоением этого «что-то», а именно - предметом; никогда не следует упускать из вида личность, на которую обращено преподавание и прежде всего, на условия, при которых может и должна установиться позитивная связь между личностью и преподаваемым ей предметом.

Хотелось бы привести пример из личного опыта. Мой коллега, имевший богатый педагогический опыт и достаточно высокие профессиональные результаты, применявший в обучении исключительно формальные методы обучения, был крайне удивлен, когда его бывший ученик со средними результатами по предмету перейдя в другое образовательное учреждение, через некоторое время стал показывать не просто высокие результаты, но и стал победителем региональной олимпиады.

Чтобы вовлечь учащихся в процесс обучения, недостаточно просто вызвать их интерес, нужно еще этот интерес удержать. Здесь невозможно ограничиться только технологиями организации занятия, необходимо наличие устойчивой связи между преподаваемым предметом и учащимися.

Известно, что не все люди одинаково реагируют на одни и те же ситуации, когда они вовлекаются в какую-либо деятельность, их эффективность изменяется в зависимости от количества одномоментно присутствующих возбуждающих факторов. Для того чтобы ответная реакция

человека стала бы удовлетворительной по отношению к предложенным стимулам необходимо добиться определенного уровня возбуждения.

Например, мне часто приходилось создавать стимулирующие ситуации для того, чтобы вовлечь учащегося в процесс обучения, особенно при объяснении сложного грамматического материала это были примеры, включающие соответствующие парадигмы, взятые из пословиц, поговорок, носящие шутливый характер. Иногда можно позволить себе (не слишком отклоняясь от темы занятия) пообщаться на отвлеченную тему, плавно возвращаясь при этом к изучаемому материалу. Занятие обязательно должно начинаться и заканчиваться пробуждением любопытства (интереса).

Я часто использую известный метод «Adopt-a-Word» («усыновить» слово), когда учащийся выбирает из определённого списка пройденной лексики слово и готовит по нему презентацию. При этом, он должен так представить слово, чтобы это было не только понятно, но и интересно всему классу. Необходимо указать, какая это часть речи, какие у слова есть синонимы и антонимы, варианты произношения и, может быть, даже, его происхождение (этимологию). Учащийся также должен использовать это слово в нескольких предложениях и объяснить, почему он выбрал именно это слово, чем оно ему интересно. Прием работает в изучении лексики за счет активного вовлечения учащегося в выбор «предмета заботы», давая ему возможность включить личное отношение и эмоции (чувство ответственности за слово).

Учащимся, вовлеченным в процесс обучения, обязательно нужно управлять, ориентировать его усилия на достижение успеха. Для этого необходимо четко определять цели и задачи обучения на каждом этапе и напоминать о них в течение занятия через определенные промежутки времени.

Сколько раз многие из нас видели, как дети из одного класса стараются перейти из одной группы в другую (от одного преподавателя к другому) из-за того, что им не было предложено ничего, кроме навязшего в зубах «потому что так нужно по программе».

Педагог может отойти от материала учебника и предложить в качестве разговорной темы несколько неожиданный сюжет: «Что я думаю о своих перспективах в жизни?». Это весьма сложная с разных точек зрения творческая задача, позволяющая с одной стороны проявить не только знание языка (необходимость использования, например, сослагательного и условного наклонения - ведь речь идет о вероятности, - освоение большого блока новой лексики, выражение причины и цели и т.п.), а с другой показать свой социальный опыт (может даже отчасти изобрести его). Продолжением станет проект - научиться, скажем, в течение полугодия, говорить на английском языке о своих целях в жизни, мотивациях, приоритетах, задачах на будущее и настоящее. Стимулируя интерес, учитель побуждает учащегося к изучению иностранного языка, который в это случае становится из навязанного материала помощником и другом.

Какими бы привлекательными ни казались виды деятельности, предложенные учителем, значимость содержания преподаваемого материала всегда представляет для учащихся старшей школы особое значение и стимулирует их (или нет) к учебе. Вот почему учитель, думающий о том, чтобы вовлечь учащихся в процесс обучения, должен постоянно беспокоиться об организации содержания своего урока таким образом, чтобы она представляла для них значимость.

Понятие значимости в аспекте обучения английскому языку может интерпретироваться различно в зависимости от целей и задач обучения. Скажем, в письменном языке особую важность может представлять обучение учащихся составлению резюме на английском языке. Учитель должен убедить учащегося в первостепенности этого вида работ, аргументируя это тем, что умение делать резюме информации на английском языке ценится особенно высоко в практических сферах деятельности. Письменный аспект языка представляет особую трудность, предполагая усилия, как со стороны учителя, так и со стороны учащегося. Учащийся, ощущая особую значимость поставленной перед ним задачи, старается проявить себя должным образом, а учитель, вовлекая его в этот процесс, превращается из наставника в сотрудника, подчеркивая степень его ответственности.

Предметы, преподаваемые в школе, могут заинтересовать учащегося и увеличить степень его вовлечения в процесс обучения при условии, что учитель обеспечит высокое качество обучения. В конечном итоге, только мастерство обучения способно породить интерес к предмету, а не только предмет сам по себе. Учитель играет ключевую роль в пробуждении интереса к своему предмету. Один и тот же предмет, преподаваемый разными учителями, может показаться у одних скучным, в то время как у других - весьма интересным и полезным. Определяющим фактором является не столько глубокое знание предмета самим учителем, сколько искусство его преподать слушателям.

Список литературы:

1. Василюк Ф.Е. Психологические механизмы мотивации человека. М.,1990.

2. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. -М., 1990.

3. Маслоу А. Метамотивация // Дальние пределы человеческой психики. -Санкт-Петербург, 1997.

4. Солонович Н. А. – Лингвострановедческий подход как средство повышения мотивации при обучении иностранному языку в средней школе – М.: Просвещение, 1955.

Опубликовано: 11.10.2015